Наиболее правильный способ выбора аудио системы
Давайте начнем с метода, которым принято все проверять. Обычная процедура заключается в следующем: вы берете один или несколько любимых тестовых дисков и слушаете фрагменты из них на двух различных системах, а затем решаете, какая же система или отдельный компонент вам нравится больше всего, или какая из них ближе всего к вашему пониманию отличного звука, или что лучше соответствует записанной музыке. К сожалению этот метод не работает, даже если вы используете с десяток записей идеального качества.
Если вы будете делать сравнение в размере звуковой сцены, диапазоне частот, переходных характеристиках, точности тембра, позиции музыкальных инструментов, вокалиста и так далее или будете по памяти сравнивать, как звучала та или иная система, разница не большая. Практический результат будет тот же, вы только узнаете, какая система или каждый из компонентов с существующей у вас предрасположенностью должны звучать на конкретной записи.
На самом деле ни аудиозаписи, ни компоненты, которые вы используете не точны, а значит данный метод не сможет вам показать, какая система или компонент наиболее правильно играют. Этот метод является ошибочным, нельзя судить о правильности оригинала, используя неточные инструменты, к которым относится и ваша память. И поэтому можно с уверенностью сказать, что если идти по этому пути, то вы безусловно доберетесь до записи гармонично сочетающейся с определенным трактом , на основе личного опыта, памяти и ожиданий. Все эти факторы также влияют и на процесс записи и влекут за собой необычные изменения в итоговой записи.
Та система, которая хорошо играет ваши «звездные» записи, скорее всего все остальные играть не будет. Обычно оправдание вы ищете в том, что виновата запись, а не тракт. Я не пытаюсь доказать, что все записи хороши, но настаиваю, что они намного лучше, чем вы предоставляете им возможность быть воспроизведенными.
Многие люди будут это классифицировать как аудиофильский бред, но помните, что моя цель предоставить вам лекарство от скуки и разочарования и убедиться, что система будет приносить вам удовольствие и будет достоверна. По этим причинам необходимо отказаться от постоянного желания доказывать свои идеи, как должна звучать запись и система. Как будет дальше показано, доверие к этим предрассудкам открывает дверь в аудио ад. Я с полной ответственностью заявляю, не принимая во внимание, что ни одно из звеньев в цепи звукозаписи не является совершенно правильным, то основной целью является наиболее точная система у которой будет больше возможностей правильно воспроизвести записанную музыку и чем точнее музыка воспроизводится, тем больше нам остается на наслаждение от прослушивания. Теперь приступим к описанию метода приблизящего нас к цели. Те кто не по наслышке знаком с процессом звукозаписи в студии, следует скорее бессознательному ходу мыслей пытаясь сравнить звук при воспроизведении со звуком студийным. Как было отмечено выше, никто не может знать содержание мастер ленты или окончательного носителя, даже если запись прослушивалась на студийном оборудовании. Тот кто думает, что существует эталонная система для воспроизведения живого звука, просто не хочет думать или не понимает, как создать чарующую музыку. Честно говоря, если бы не сила внушения, то Hi-Fi аудио уже давно признали бы мошенничеством. Вспомните эксперименты проводимые в 50х годах, большая часть слушателей была уверена, что слушает живую музыку, пока не поднимался занавес и не раскрывался секрет. На самом деле истина в том, что люди просто плывут по течению, не понимая, что слышат. Это наша природа, видеть то, что мы видим и слышать то, что хотим услышать. Когда всем вокруг весело, о правде говорят только циники.
Другая ошибка которая касается роли студийного оборудования и мониторов. Что это за оборудование? Только звукорежиссер поймет, как это будет звучать на знакомой ему системе и он внесет необходимые поправки для этого. Производители фонограмм и потребители ни в коем случае не должны верить, что студийное оборудование является эталонным или точным, хотя звукорежиссеры создают всевозможные комбинации оборудования основываясь на услышанном через контрольный тракт. Но не смотря на то каков будет контрольный тракт, последнее слово останется не за ним, потому что вполне возможно, что более правдоподобное звучание будет достигнуто совершенно на другой, более правильной системе. Именно более, а не просто правильной. Любой меломан слепо верит, что эти формулировки отражают реальное положение дел и непременно забывает о них, как только начинается внимательное прослушивание.
Рекомендуемый метод – контрастное сравнение
Прослушивая только две системы, стандартным способом, у вас есть пятидесяти процентный шанс выбрать наиболее правильную. Оценивая же один компонент, вы волей неволей оцениваете весь тракт, и следовательно выбрать правильный компонент гораздо сложнее и вы не можете быть уверены в правильности каждого компонента, если они были выбраны методом, который обеспечивает только привязанность к этому выбору. Выбрав таким методом хотя бы один компонент в системе, вряд ли получится адекватно оценить всю систему и другие компоненты, сейчас или в последствии. Вместо того чтобы слушать по паре показательных треков на обоих системах, дабы определить какая из них лучше на данный момент в вашем представлении, слушайте много записей, различных стилей и сделанных различными способами, пытаясь захватить, какая из этих систем показывает больше различий между записями. Этот способ подходит для тех, кто умеет слушать, но он должен отказаться от некоторых любимых маневров и предвзятости.
Подробней об этом примере. Выберите два десятка записей, поп, вокал, рок, фолк, джаз, оркестровых исполнителей, камерные, оперные, фортопианные произведения. Музыка должна вам нравиться, но записи должны быть неизвестны (Это очень важно, избегать ваших любимых тестовых дисков, которые, как вы чувствуете дадут вам представление о том или ином параметре звука. В действительности они лишь подтвердят или опровергнут ваши ожидания на основании того, как они звучали на других системах или компонентах.) Сперва через одну, потом через другую систему прослушивайте все записи сразу. (Системы могут различаться как полностью, так и одним компонентом, акустикой, усилителем или кабелями)
Наиболее точная система или компонент, те которые передают большие различия в записях, позволяют услышать больший контраст между музыкой различных стилей.
Вот простой пример – представьте проигрыватель 50х годов, который играет вокальную композицию и оркестр, потом прослушайте эти же записи на хорошей современной аппаратуре, старый проигрыватель даст меньше различий. Не так ли? Вот и мы заинтересованы в системе, которая покажет нам явные различия. Некоторые записи создают звуковую сцену выходя за пределы акустики, другие размещаются между ними, одни пытаются выделить звуковой образ в пространстве, другие размыть его. В некоторых из них духовые далеко в глубине оркестра, в других выдвинуты на передний план, в некоторых барабаны разворачиваются со всей своей мощью, в других едва различимы. Для вас не имеет значения, что определят данные различия, стиль исполнения, технику записи или средства отображения. И не важно, что они могут создать совершенно ложное представление о том, как звучала живая музыка.
Таким образом, при сравнении двух пар акустических систем, неправильно считать, что те, которые выводят звучание за свои границы являются правильными. Вам может понравиться, как они обращаются со звучанием, но другие, которые показывают наибольшее различие в звучании, может они правильнее. И если принять во внимание все переменные, скрытые в каждой записи, последняя пара акустических систем может дать вам больше информации о реализации.
В некоторых поп записях вокал теплый, грудной в других сухой, в одних встроен в инструментальную партию, в других выведен ближе к слушателю, в то же время сопровождающие инструменты остаются далеким фоном. Некоторые записи скандируют, другие хрипят, третие теплые, четвертые металлические. Старый метод, так называемый - сравнение с образцом, отдаст однозначное предпочтение тому звуковоспроизводящему тракту, что будет соответствовать предварительному понимаю того, как должен воспроизводится вокал, каким должен быть баланс с инструментами, какого размера, формы, глубины и так далее. После определенного времени вы замечаете, что вам нравиться конкретное звучание поп исполнителя, тоже и с оркестровым балансом, насыщенностью рок музыки или джаза и так далее. И уверяете, что звук правильно передается, когда запись близка вашим ожиданиям.Усугубляя ошибку вы возносите такое звучание в ранг стандартов, а затем пытаетесь найти его во всех системах, которые оцениваете позже, если же не находите, то готовы классифицировать систему, как неправильную. Трудность состоит в том, что ни запись, ни система недостаточно корректны, поэтому вы не должны ожидать единобразия от других систем. Кроме того если несколько систем звучат одинаково все время, они должны быть определены как неправильные, потому как не существует двух одинаковых записей. Есть и другие критерии для определения правильности систем или компонентов, но самым главным из них является то, что музыка при прослушивании на них не должна утомлять. Новый подход предложенный в этой статье является наиболее универсальным.
По материалам статьи Питера Квортрупа, большого поклонника музыки и идеолога Audio Note.
Копировании авторских статьей m-stereo.ru разрешается только с обратной ссылкой на оригинальную статью нашего сайта. В ином случае ваши действия попадают под уголовную статью РФ № 146.